Россия в цифровом мире
Цифровая экономика – это реальность сегодняшнего дня. Переход в цифру является общемировым трендом. Меняется образ жизни людей, появляются новые отрасли, новые рынки, управленческие модели. Цифровизация в России началась позже относительно многих западных стран. Поэтому важно, чтобы наша страна в этом процессе заняла достойное место.
В РЭУ им. Плеханова (г. Москва) в феврале прошла IX международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» на тему: «Вызовы цифровой экономики: Россия на фоне общемировых тенденций», где обсуждались вопросы возможностей и рисков цифровой переориентации российской экономики, отечественный и мировой опыт применения цифровых технологий в решении социально-экономических проблем.
Место России в мировых рейтингах
О том, как выглядит Россия на цифровой карте мира, представила в своей презентации директор «Национального центра цифровой экономики» МГУ им. М.В. Ломоносова Ершова Т. В., проведя анализ исследований различных международных организаций за последние два года.
Индекс развития ИКТ, измеряется Международным союзом электросвязи (МСЭ) – 2017 г., среди 176 стран Россия на 45 месте. Лидеры: Исландия, Корея, Швейцария.
Индекс готовности к сетевому миру (ВЭФ, INSEAD, Johnson) – 2016 г., среди 149 стран Россия на 41 месте. Лидеры: Сингапур, Финляндия, Швеция.
Глобальный индекс инноваций (INSEAD, Корнельский университет, ВОИС) – 2016 г., среди 127 стран Россия на 45 месте. Лидеры: Швейцария, Швеция, Нидерданды.
Глобальный индекс кибербезопасности (МСЭ) – 2017 г., среди 165 стран Россия на 10 месте. Лидеры: Сингапур, США, Малайзия.
Индекс человеческого развития (Программа развития ООН) – 2016 г., среди 188 стран Россия на 49 месте. Лидеры: Норвегия, Австралия, Швейцария.
Глобальный индекс конкурентоспособности талантов (INSEAD, Adecco, Институт лидерства в области человеческого капитала) – 2018 г., среди 118 стран Россия на 53 месте. Лидеры: Швейцария, Сингапур, США.
Индекс цифровой эволюции (Университет Тафтса) – 2017 г., среди 60 стран Россия на 39 месте. Лидеры: Норвегия, Швеция, Швейцария.
Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса (Всемирный банк) – 2018 г., среди 190 стран Россия на 35 месте. Лидеры: Новая Зеландия, Сингапур, Дания.
Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности (бизнес-школа IMD) – 2017 г., среди 63 страны Россия на 46 месте. Лидеры: Гонконг, Швейцария, Сингапур.
Глобальный индекс коннективности (связуемость компонентов ИКТ-инфраструктуры), исследование Huawai – 2017 г., среди 50 стран Россия на 26 месте. Лидеры: США, Сингапур, Швеция).
Индекс глобальной конкурентоспособности производства (Deloitte) – 2016 г., среди 40 стран Россия на 32 месте. Лидеры: Китай, США, Германия.
Индекс развития электронного правительства (Департамент экономического и социального развития ООН) – 2016 г., среди 193 стран Россия на 35 месте. Лидеры: Великобритания, Австралия, Корея.
Таким образом, анализируя рейгинги по цифровому развитию стран мира, можно сделать вывод, что сегодня лидерами цифровизации являются Сингапур и Швейцария, далее следуют США и Швеция. В то время как в России лучше всего обстоят дела с кибербезопасностью (10-е место в мировых рейтингах), по другим же показателям наша страна не поднимается выше 26 места. Такое значительное отставание РФ в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами по сравнению с государственными органами и населением.
Оценка развития цифровой экономики в России
Председатель совета директоров автономной некоммерческой организации (АНО) «Институт развития информационного общества», Хохлов Ю. Е., представил новую методику оценки развития цифровой экономики. В марте 2017 г. Всемирный банк для содействия разработки программы РФ «Цифровая экономика» и планов мероприятий по ее реализации предложил разработать методику оценки развития цифровой экономики в стране (Digital Economy Country Assessment, DECA), апробировать эту методику на примере России и подготовить аналитический отчет для ее использования в других странах. Методика DECA Russia была разработана Всемирным банком в сотрудничестве с «Институтом развития информационного общества» и рядом университетов страны. Основа методики: цифровые дивиденды и компоненты развития цифровой экономики:
• экономическое и социальное воздействие;
• цифровая трансформация: государственный сектор, бизнес, граждане;
• цифровой сектор экономики;
• цифровые основы развития экономики;
• нецифровые основы (факторы) развития экономики.
Схема оценки проводилась по 14 направлениям, соответствующим 7 компонентам DECA, что позволило определить уровень развития цифровой экономики России по отдельным направлениям. Критерии оценки: от 1 (нулевой уровень) до 5 (очень высокий уровень). Не вдаваясь в подробности проведения расчетов, можно отметить ряд выводов:
По нецифровым факторам, влияющим на развитие цифровой экономики, ситуация в России представляется вполне удовлетворительной, а в регулировании, человеческом капитале и безопасности – хорошей.
Цифровые основы для развития цифровой экономики в России также сформированы удовлетворительно, а в части развития отдельных цифровых платформ, использования цифровых технологий и электронной коммерции – очень хорошо.
Наряду с этим цифровая трансформация государственного сектора (госуправление, образование, здравоохранение, культура) и, особенно, трансформация бизнеса под воздействием цифровых технологий сильно отстает.
Достаточно низок уровень использования цифровых технологий гражданами в домохозяйствах, что, в том числе, объясняет в целом невысокий уровень социальных и экономических эффектов от воздействия цифровых технологий.
Таким образом, на сегодняшний день общая оценка развития цифровой экономики в России по методике DECA: 3+ (удовлетворительно).
Распределение объектов интеллектуальной собственности в мире
Доцент кафедры управления информационными системами и программирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, Днепровская Н.В., продемонстрировала, как влияет распределение объектов интеллектуальной собственности в странах мира на состояние цифровой экономики. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) США давно сохраняют занимаемую ими лидирующую позицию в качестве главной страны происхождения международных заявок на патенты во всем мире. Кроме того, США возглавляют список стран по числу поданных международных заявок на товарные знаки и продолжают усиливать свои позиции в рамках быстро растущей глобальной системы для промышленных образцов. В 2016 г. список ведущих заявителей возглавили телекоммуникационные компании, и второй год подряд его возглавляет компания Huawei Technologies. Второе место заняла базирующаяся в США компания Qualcomm Incorporated, в то время как китайская компания ZTE Corporation вышла на третье место.
По данным ВОИС на 2018 г. доля объектов интеллектуальной собственности по странам регистрации распределяется следующим образом: лидерами являются США – 33%, Япония – 18% и Китай – 17%. Россия находится на 11 месте с долей в 1%.
Если сравнивать временные периоды 1980-1999 гг. и 2000-2017 гг. по распределению объектов интеллектуальной собственности по правообладателям в мире, то доля США снизились с 59% до 46% в период 2000-2017 гг. за счет увеличения доли Японии с 9% до 16%, соответственно, Китая – с 0% до 9%, а также Южной Кореи – с 0% до 6%. Эти данные подтверждают активное развитие цифровой экономики в Восточной Азии, так как сегодня основная масса патентов относится к области ИКТ. Наиболее высокий рост демонстрирует Китай, куда ранее западными компаниями и США были перенесены высокотехнологичные производства из-за низкой стоимости труда и средств производства. Доля же России, как в первый, так и во второй временной периоды, составляет менее 1%. Это также влияет на то, что Россия сегодня занимает 45 позицию из 167 стран мира по уровню развития ИКТ, но при этом РФ все же обгоняет отдельные страны Восточной Европы.
О программе «Цифровая экономика Российской Федерации»
О переходе страны на цифровую экономику в конце 2016 г. объявил Президент России Владимир Путин. Вскоре была создана рабочая группа Экономического совета при президенте РФ по направлению «Цифровая экономика». За полгода программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была разработана и утверждена Правительством РФ решением от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.
Для управления программой была учреждена АНО «Цифровая экономика», задачами которой являются: формирование рабочих групп, организация и координация их деятельности, определение центров компетенции, мониторинг развития цифровой экономики и цифровых технологий, координация взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти.
Для реализации программы выбраны пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 г.: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность (за три последних направления отвечает Минкомсвязи).
На сегодняшний день Правительство РФ утвердило «дорожные карты» по четырем направлениям (кроме направления «кадры и образование»). Всего на реализацию мероприятий программы планируется потратить свыше 521 млрд руб. до 2020 г.: из бюджета будет выделено около 171,2 млрд руб., при этом внебюджетные ассигнования составят около 350 млрд руб.
Формирование исследовательских компетенций и технических заделов
Центрами компетенции по этому направлению программы являются компании «Росатом» и «Ростех». АО «Российская венчурная компания» (РВК) организует работу рабочей группы. Согласно «дорожной карте», на направление «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» планируется потратить около 50 млрд руб. до 2020 г. (48 млрд руб. из бюджета и 2 млрд руб. из внебюджетных средств). В 2018 г. будет выделено свыше 1 млрд руб.
В число основных итогов деятельности по этому направлению войдут запуск цифровой трансформации секторов российской экономики и отдельных ее субъектов и формирование спроса на продукцию российского происхождения в части «сквозных» технологий со стороны широкого круга субъектов экономики.
Информационная безопасность
Центром компетенции этого направления является ПАО «Сбербанк». Рабочую группу возглавляет генеральный директор группы компаний «ИнфоВотч» Наталья Касперская. На реализацию мероприятий по направлению «Информационная безопасность» планируется выделить свыше 34 млрд руб. до 2020 г. (более 22,3 млрд руб. из бюджета и 11,7 млрд руб. из внебюджетных средств). В 2018 г. будет выделено свыше 8,3 млрд руб.
Основными итогами деятельности по этому направлению должны стать принятие законодательных требований к устойчивости и безопасности программного обеспечения органов государственной власти и организаций, определение центра компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия, включая киберфизические системы и Интернет вещей. Кроме того, планом предусматривается разработка специализированного ресурса, предназначенного для взаимодействия граждан с уполномоченными органами в части оперативной передачи данных о противоправных действиях в области информационных технологий.
Также предусматривается создание системы стимулов для приобретения и использования компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования российского производства и обеспечения контроля обработки и доступа к персональным данным, большим данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.
Информационная инфраструктура
Центром компетенций по этому направлению является ПАО «Ростелеком». Организует работу рабочей группы ПАО «МегаФон». В работе над планом мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» приняли участие 114 отраслевых экспертов из 50 крупнейших компаний в сфере ИКТ. План содержит более 350 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения (5G), инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию цифровых инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа – цифровых инфраструктурных платформ.
План мероприятий включает 17 основных задач, которые ответственные организации и ведомства должны выполнить до 2020 года: создать Генеральную схему развития сетей связи РФ на период 2017-2024 гг.; обеспечить ШПД в интернет для населения, образовательных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления; внедрить технологии подвижной радиосвязи 5G/IMT-2020; создать Глобальную многофункциональную инфокоммуникационную спутниковую систему (ГМИСС) для покрытия территории РФ и мира; обеспечить доступность услуг по хранению и обработке данных на всей территории России для граждан, бизнеса и власти и другие задачи.
Общий объем финансирования направления «Информационная инфраструктура» составляет порядка 427 млрд рублей. При этом, из федерального бюджета планируется выделить 98,6 млрд рублей, внебюджетные средства – 328,5 млрд рублей. В 2018 г. будет выделено почти 52,6 млрд руб.
Ключевые показатели рассчитаны на период 2018-2024 гг. Так, в 2024 г. 97% домохозяйств, образовательные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 100 Мбит/с. Все государственные медучреждения должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 1 Мбит/с при спутниковом соединении и не менее 10 Мбит/с при волоконно-оптическом уже в 2018 г.
С 2018-2024 гг. количество опорных ЦОДов в федеральных округах должно быть увеличено с 2 до 8. Доля сертифицированных ЦОД, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления, в 2020 г. должна составить 30%, в 2024 г. – 100%. Доля же России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных должна вырасти до 10%.
К середине 2019 г. должны быть нормативно определены требования по использованию государственной единой облачной платформы органами государственной власти и местного самоуправления, а также утвержден план перевода их информационных систем и ресурсов в государственную единую облачную платформу («гособлако»). Ввод «гособлака» в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2019 г. К 2024 г. доля государственных систем, перенесенных в «гособлако», должна увеличиться до 90%.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была принята с учетом «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г.». Цифровая экономика способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры РФ, созданию и применению российских ИКТ, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Настоящая Программа способствует согласованному развитию цифровой экономики на территории стран – участниц Евразийского экономического союза и в кооперации с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
Громова О.О., НИИПС – филиал ФГУП ГЦСС
E-mail:gromova@niips.ru
Издано: журнал «Вестник связи», № 03′ 2018 г., с. 6-8