Почта России на ПЛАС-форуме
В марте в Москве прошел 5-й Международный ПЛАС-Форум по теме «Online & Offline Retail 2018». Ведущие российские и международные эксперты в области онлайн- и офлайн-торговли, специалисты торговых сетей, интернет-магазинов, операторов доставки и профильных сервисов обсуждали вопросы развития и перспективы розничной торговли в России.
На сессии «Почта России – вопросы бизнеса» руководитель департамента продуктов посылочного бизнеса Почты России Денис Шестаков представил результаты работы департамента за 4 года и в режиме диалога с крупнейшими корпоративными клиентами почты обсудил вопросы доставки отправлений с заказами.
Цифры и факты
По итогам 2017 г. почта доставила 365 млн. отправлений с товарным вложением, что почти на 23% больше, чем в 2016 г. Доля Почты России на этом рынке выросла до 67%. Ежегодный рост продолжается с 2013 г., когда доля почты составляла 37%. Выручка от посылочного бизнеса в 2017 г. выросла на 21% с 40,6 до 48,9 млрд руб. Если сравнивать с 2013 г., когда выручка составляла 18 млрд руб., то Почта России за это время утроила выручку.
Россияне стали больше покупать товаров в отечественных интернет-магазинах, через почту в прошлом году было доставлено 81 млн. отправлений, что на 15,5 % больше, чем в 2016 г.
Объем международных почтовых отправлений с товарными вложениями увеличился на 26% и составил 284 млн ед. Среди покупок, сделанных за рубежом, более 90% приходится на азиатский регион. Это, как правило, мелкие пакеты. Поэтому в количественном измерении лидером кроссбордера является Китай. Остальные посылки приходят в основном из Германии, Великобритании и США, эти отправления преимущественно имеют вес более 1,5-2 кг. Например, по линии Deutsche Post средний вес отправлений составляет 11 кг. Европа и США более значимы в весовых характеристиках.
Экспорт почтовых отправлений с товарным вложением из России в 2017 г. вырос на 13%, составив почти 3 млн ед. Почта России совместно с ФТС предложила удобный сервис для представителей отечественной электронной коммерции по оформлению товаров на экспорт онлайн – export.pochta.ru. Наши производители будут размещаться на зарубежных маркетплейсах и продавать свои товары.
Логистическая инфраструктура
Еще недавно сроки доставки посылок по почте не соответствовали рыночным и составляли 16-18 дней. Сегодня сроки доставки соответствуют требованиям рынка – 6-7 дней. Тем не менее, в Почте России рассматривается возможность введения в ближайшее время новых сроков доставки в сторону их сокращения. Такой прогресс стал возможен благодаря совершенствованию логистической инфраструктуры Почты России.
В 2017 г. в аэропорту Казани был открыт логистический центр, обрабатывающий внутренние и международные отправления. Наряду с Внуково это второй крупный логистический центр, обрабатывающий в сутки более 1 млн отправлений, в том числе более 150 тыс. посылок и мелких пакетов. В АСЦ Санкт-Петербурга открылась линия обработки зарубежных отправлений пропускной способностью 220 тыс. отправлений в сутки.
Также в прошлом году завершился проект по оснащению логистического центра Внуково: пропускная способность центра увеличилась на 20% до 1,5 млн отправлений в сутки. Заработала специальная линия для удаленного таможенного контроля, которая позволила вдвое ускорить процесс таможенной обработки международных почтовых отправлений. Внедрение данной технологии позволяет повысить скорость обработки отправлений, минимизировать влияние человеческого фактора на корректность информации, поступающей в базу данных, а также повысить безопасность пересылки. В цехе логистического центра Внуково дополнительно установлено 12 линий для контроля регистрируемых мелких пакетов и четыре линии для контроля регистрируемых посылок.
На сегодняшний день на почте введены в эксплуатацию 554 центра выдачи и приема посылок (ЦВПП) в 213 городах РФ. Курьерская служба работает в 260 городах, при этом обслуживает 7500 населенных пунктов.
В прошлом году Почта России приобрела 45 почтовых вагонов, а также закупила 1600 новых автомобилей (обновилось 15% автотранспортного парка). Сегодня почту доставляют 17 тыс. автомобилей. Для магистральных маршрутов приобретены японские грузовики «Хино». На курьерской доставке используется более 1700 автомобилей. Самолеты «Почты России» ТУ-204С увеличили количество регулярных авиарейсов из Китая в Россию.
Услуги и продукты для e—commerce
Четвертый год Почта России не повышает цены на услуги для электронной торговли «Посылка онлайн» и «Курьер онлайн». Тарифы не будут меняться и в 2018 г.
Доставка товаров по услуге «Посылка онлайн» осуществляется в 114 городах РФ, в 10-ти городах производится прием отправлений от клиентов. Отправка посылки весом до 5 кг в Москве обойдется клиенту в 126 руб. без НДС. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Иркутске, Благовещенске, Владивостоке и Хабаровске стоимость внутригородской доставки составляет всего 84 рубля без НДС. Для того, чтобы воспользоваться услугой «Посылка онлайн» в Москве, клиенту необходимо сдавать не менее 1000 отправлений в месяц, в регионах – 200 отправлений.
В 2017 г. по услуге «Посылка онлайн» было отправлено более 11 млн. отправлений, для сравнения, в 2016 г. – более 3 млн. Столь значительный рост объемов говорит о востребованности продукта у клиентов. Данную услугу сегодня используют 99% крупных интернет-магазинов. Именно благодаря этому сервису Почта России смогла довести сроки своей доставки до рыночных.
Воспользоваться услугой «Курьер онлайн» могут интернет-магазины, отправляющие более 50 посылок в месяц и находящиеся в Екатеринбурге, Москве, Иркутске, Ростове-на Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Твери, Хабаровске и Ярославле. Стоимость внутригородской доставки посылки весом до 5 кг в рамках услуги «Посылка онлайн» составляет 169 рублей без НДС.
В 2017 г. география предоставления услуги «Курьер онлайн» была расширена. Получатели из 178 городов, включая всю территорию Московской области и ряда городов Ленинградской области, могут получить посылку на дом. В мобильном приложении Почты России для клиента появилась возможность вызова курьера. В курьерской доставке сегодня работают 1872 курьера. Все курьеры обеспечены смартфонами, их работа контролируется. Централизованное управление курьерской службой является одним из драйверов роста посылочного бизнеса Почты России.
Сервисы, предложенные почтой в 2017 г.
Сервис по вручению отправлений без бумажных извещений.
Получатель заполняет в почтовом отделении регистрационную форму, в которой указывает свои паспортные данные и номер мобильного телефона. Однократно для подтверждения личности оператору предоставляется паспорт. В дальнейшем клиенту больше не придется заполнять извещения и предъявлять паспорт. Получив СМС с кодом, чтобы забрать отправление, клиент называет оператору код, номер своего телефона или трекномер посылки. Этот сервис сократит время контакта получателя с оператором до 1 минуты.
Сервис – предоплаченные отправления.
Клиент удаленно оформляет посылку, заполняя все необходимые поля, и оплачивает посылку на сайте pochta.ru банковской картой. Придя в любой ЦВПП Москвы, клиент оставляет ее на стойке приема и уходит, не контактируя с оператором. Оператор взвешивает посылку, и если клиент при ее тарификации указал больший вес, и с его банковской карты списалась большая сумма денег – Почта России возвращает ему эту разницу на карту. Если же вес посылки оказался меньше – Почта России списывает с карты недостающую сумму. Таким образом, сервис сокращает время обслуживания клиента.
Технология ускоренного приема и обработки отправлений.
При сдаче посылки в присутствии клиента оператором вводится только необходимая информация, остальные данные вводятся оператором в свободное от обслуживания время или при подготовки почты к отправке. При такой технологии время приема отправления сокращается до 30 секунд.
Кроме того, в личном кабинете otpravka.pochta.ru отправитель может делать всю предпочтовую подготовку, самостоятельно производить тарификацию, оплачивать отправления, отслеживать местонахождение посылок и подавать жалобы. Таким образом, почта по взаимодействию с клиентами-отправителями уходит в онлайн. В настоящее время на сайте зарегистрировалось более 6 тыс. юридических лиц. Сервис оказался очень востребованным – за 2017 г. через личный кабинет было оформлено посылок больше, чем на миллиард рублей.
Планы на текущий год
На 2018 г. в планах Почты России расширение географии услуг «Посылка онлайн» и «Курьер онлайн», введение услуги «курьерский сбор» – сбор курьером отправлений от клиента и доставка до производственного объекта (для почты это новая услуга). Кроме того, в июне появится сервис «легкий возврат» – покупатели смогут возвращать товар или делать частичный возврат по упрощенной схеме за счет интернет-магазинов. Также в июне появится услуга по организации приема отправлений на территории клиента – «Имплант». Летом станет доступен сервис «Курьер онлайн плюс» – доставка отправлений в режиме экспресс-доставки и внедрение возможности оплаты отправления с товарным вложением банковской картой.
Почта России планирует расширение продукта «EMS-оптимальное» и модернизацию отправления 1 класса (в плане весов, оптимизации технологических процессов и изменения тарифов).
Для развития упрощенного экспорта планируется интеграция сервисов eBay и Почты России. Российским экспортерам будет предложен простой и понятный продукт, с помощью которого они смогут отправлять зарубежным покупателям товары, приобретенные на eBay.
Громова О.О., НИИПС – филиал ФГУП ГЦСС
E-mail:gromova@niips.ru
Издано: журнал «Почтовая связь. Техника и технологии», № 04′ 2018 г., с. 3-6